«Чили, любовь моя...»

Гражданская война в Испании, 1936 год, Великая Отечественная, 1941 —1945 годы, революция на Кубе, 1956 год. Победа Народного единства и фашистский путч в Чили, 1970—1973 годы.

Для документалиста Романа Кармена это не только годы, метящие драматические события в истории стран и народов, в истории человеческих судеб. Это годы, отмеченные и в его собственной судьбе. Он снимал идущих в атаку республиканцев и ослепших от слез женщин в трагической Испании. Он снимал заснеженные, вздыбленные войной поля России и суд народов над теми, кто хотел поставить на колени народы, — Нюрнбергский процесс. Он снимал пылающую от солнца и революции Кубу. Он снимал Чили — во время надежд, во время тревог, во время борьбы.

Он всегда там, где «бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Он всегда с теми, кто защищает народ, прогресс, свое человеческое, национальное, гражданское достоинство, кто борется с насилием, угнетением — с мужественными, бесстрашными людьми.

Не удивительно поэтому, что последние фильмы Кармена связаны с трагической судьбой Чили — действия его картин разворачиваются в этой стране, среди борьбы и страданий отважного народа, как и одной из известнейших картин, снятых режиссером из Чили, - «Ягуара».

Фильмы «Пылающий континент», «Чили. Время борьбы, время тревог», «Камарадос». В каждом из них эта узкая полоска латиноамериканской земли стала олицетворением духа революции, борьбы за свободу. Она искрилась улыбками людей на площадях; молчала под дулами фашистских автоматов; кричала срывающимися голосами на похоронах; звенела россыпью своих гневных, мятежных песен.

Творческий путь Кармена — это путь от эпоса к лирике, от объективного документа к документу, ставшему свидетельством личным, собственной болью и радостью, связавшему родственными, кровными связями голоса времени с голосом автора. Публицистика Кармена с каждым новым фильмом приобретает все отчетливее выраженный, острый привкус пережитого и перечувствованного лично.

В одном из чилийских эпизодов фильма «Камарадос» звучит низкий, волнующий голос Гладис Марин. Это ее обращение к людям доброй воли всей земли: «Друзья и братья во всем мире! Самые темные, самые реакционные силы терзают Чили... Мы обращаемся к вам, прислушайтесь к Чили, моей любимой, ласковой, гордой, щедрой, скорбящей земле!.. Люди доброй воли, начните поход в защиту полоски земли, маленькой и далекой, народа достойного и боевого»... И через преодоленное соучастием пространство и время, словно ласково держа Гладис Марин за руку, стирая горечь ее слов, вбирая в себя их доверительность и боль, Кармен отвечает ей в фильме: «Мы слышим тебя, дорогая, бесстрашная Гладис, настанет время улыбок в твоей ласковой, гордой, скорбящей стране. Мы слышим тебя».

Л. Донец



ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru

ALL RIGHTS RESERVED.
Any reproduction without written permission from MetalKings.com is prohibited
Send your requests to ragdoll@metalkings.com

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap