ROCKFEST 2003
Helloween, Ария, Paradise Lost, Masterplan, Zodiac Mindwarp, Химера
Лужники, Москва, 17 октября 2003 г.

Отчет о фестивале "Рокфест" (17 октября 2003 года). Итак, назло шквальному огню из ртов различного рода и калибра злословов и недоброжелателей в нашей многострадальной стране, наконец, состоялось событие, которого все ждали аж с 1991 года - рок-фестиваль. Предыдущие похожие события - "Фестиваль мира" 1990 года и "Монстры рока" 1991 года - до сих пор вспоминаются многими присутствовавшими и передаются из уст в уста молодым фанатам хэви-металл. Конечно, сравнивать нынешний фестиваль с этими двумя монстрами конца прошлого века сложновато, однако шаг сделан явно в правильном направлении. Рок-фестиваль в России нового века получился своеобразным блином, на долгое время комом застрявшим в горле и организаторов, и очевидцев… Однако, все по порядку.

Не будем вдаваться в особые подробности по поводу организации фестиваля, так как далеко не все они нам известны, а те, что известны - кое о чем лучше умолчать, дабы не портить кайф поклонникам тяжелого направления рок-музыки. Достаточно хотя бы сказать то, что билеты раскупались не совсем идеально, да и пустой (как показало будущее) болтовни вокруг предстоящего события было предостаточно. Самым большим приколом из услышанного автором этих строк было: "Running Wild хотят приехать!" Скажем к слову, что Рок-н-Рольф до сих пор до Японии и то боится добраться. А уж там поклонников его бессмертного коллектива в достославные 80-ые было не намного меньше, чем в родной Германии.

Итак, старт фестиваля был запланирован на 17 октября (пятница, рабочий день) на 17.30. Не самое идеально время, но как показали события прошедшие до 18.50 - не самое и плохое. Но мы забегаем вперед…

Стоит обратить особое внимание на охранную организацию фестиваля. Оговорюсь сразу, что автор данных строк не особо переживает из-за невыкуренной или недокуренной сигареты (так как попросту не курит), а пиво во время выступления коллективов (независимо каких и что играют) не пьет, даже если группа и не особо ему нравится или он просто не знаком с ее творчеством - прекрасный шанс с этим творчеством познакомиться. Так вот - организация прохода на фестиваль была вполне нормальная. Извините господа металлисты, но если вам в ходе концерта по морде заедут шипами, которыми обмотано полруки стоящего рядом фэна, то вряд ли улыбка коснется ваших глаз. А на многих моментах фестиваля в партере такое вполне было реально…Так что действия милиции здесь вполне оправданы. Ну да у вашего покорного слуги в кармане куртки помимо губки для чистки обуви больше ничего и не наблюдалось, так что служители порядка, глянув на этот (видимо плохо знакомый им) предмет, расступились и очистили дорогу к зданию, где и планировалось пройти все событие. Почти та же ситуация была и на втором и третьем "пропускных пунктах".

Пройдя в знание, автор первых делом направился к лоткам с мерчендайзингом коллективов, которые должны были играть на фестивале. А надо сказать, что этого автора безумно интересовал такой вопрос: "А из какого нафталина была вытащена хард-роковая группа середины-конца 80-ых Zodiac Mindwarp & The Love Reaction и какой мерчендайзинг она может предложить? Ведь ее диски чуть ли не коллекционные раритеты в наши дни". И конечно так оно и получилось - ничего на лотках от этой группы не было. Хотя автор был и так счастлив, увидев то, за чем он гонялся несколько последних лет - японское издание Helloween "Keeper Of The Seven Keys (Part 1 & 2)" на двойном CD. Нет смысла, наверное, упоминать, что маек с логотипами фестиваля и группы Helloween было просто до … и больше.

Итак, насладившись вдоволь чтением комментариев герров Хансена, Вайката и Киске по поводу каждой композиции с легендарного "Хранителя", автор направился в зал, где его взору предстала очень милая картина - пять экранов для показа событий на сцене (по одному по бокам и три сверху). Таким образом, любой зритель мог увидеть все, происходящее на сцене из любой дыры данного зала. Кстати, что очень немаловажно, то, что было названо в анонсе "техническим перерывом", являлось показом на боковых экранах видео-клипов и просто студийных или тусовочных нарезок с участием той или иной группы.

И вот в те самые 17.30 и начался фестиваль. Правда, начало его было довольно комичное. Совершенно неожиданно на сцене появились пятеро музыкантов. Каждый из них представлял собой просто, что называется, картину маслом. Вокалист напоминал помывшегося и причесавшегося панка. Гитарист был натуральной копией фронтмена Grave Digger Криса Больтендаля. Басист во время всего выступления выпячивал вперед пивное брюхо, на котором и возлежала его басуха. Клавишник махал мохнатым хайером так, что казалось, что он только что отсмотрел видео Ингви Мальмстина."Live In Leningrad", где его коллега Йенс Йоханссон (ныне в Stratovarius) махал хайером ничуть не хуже и не медленнее. Ударник же давил из себя Ларса Ульриха (Metallica) и Йорга Михаэля (Stratovarius) в одном лице. Автору вообще сначала показалось, что на сцену вышли техники каких-то групп, но тут вокалист схватил микрофон и дурным голосом сообщил, что это группа Химера. Жаль, не уточнил через какую букву пишется первый слог - вот и получилось как в анекдоте: "Папа, как пишется - херург или хирург?" "А это, сынок, от него зависит" Репертуар группы был не менее потрясающ - три композиции. Причем вторая ("Дави на газ") и третья ("Не зли меня") отличались друг от друга исключительно текстом - музыка же совпадала вплоть до последней ноты. Короче, автор пребывал в легком шоке и еле сдерживался от смеха… Нда, какие герои эти клубные российские металлисты - просто класс!

Но трех песен было вполне достаточно, тем более что и народу на этом сейшне было не ахти как много. И вот после краткого технического перерыва на сцене появились пресловутые Zodiac Mindwarp & The Love Reaction. Надо сказать, что за годы полного отсутствия коллектив не потерял марку. Особенно колоритной фигурой оказался гитарист - веселый толстячок с Gibson. Вокалист являл собой более жалкое зрелище - в отличие от того волосатого парня в косухе, который строил физиономии в объектив фотокамер немецкого "Metal Hammer" в 1987 году, на сцене появился мужик в тренировочном костюме - прямо типичный преподаватель физкультуры из образовательной школы. Да и песенки были соответствующие, например, "Backseat Education" ("Образование на заднем сидении" (комментарии излишни)). Рожи мужик строил также бойко, как и в 80-ые, да и пел довольно неплохо для хард-рокового вокалиста тех лет. Еще одной интересной фигурой был басист. Простите меня великодушно, но ТАКОГО здорового носа я еще в жизни не видел! Господа из бывших южных советских республик просто отдыхают. Одним словом, как своеобразный английский "разогревающий" коллектив группа была вполне на уровне.

Снова последовал 20-минутный технический перерыв, после которого на сцене появилось одно из главных событий фестиваля - немецко-норвежский коллектив Masterplan. Причем начала группа чисто в немецком стиле - ровно в 18.50, как и значилось в расписании фестиваля. Бывший ударник Helloween Ули Куш отбил короткую барабанную дробь, остальные музыканты вышли на сцену, и дебютная композиция "Spirit Never Die" с пока единственного диска началась. Могу сказать заранее - автор сих строк слышал все диски и записи, на которых был вокалист группы Йорн Ланде, в том числе The Snakes, Mundanus Imperium, Ark, Millenium, вещь "Alt For Norge" и, естественно, его сольные творения. Таким образом, он (автор) уже привык, что в вокале Ланде очень часто проскальзывают нотки легендарного Дэвида Ковердейла из Whitesnake. Каково же было удивительно узнать, что на сцене, по крайней мере в случае с Masterplan, этого не слышно вообще. У Ланде вполне есть собственная манера пения и свой собственный стиль исполнения, который он, по-видимому, и приобрел в новом коллективе, который, мягко говоря, имеет мало общего с Whitesnake. А каков был вид у этого Ланде! Типично скандинавские светлые волосы и щурившиеся от яркого света прожекторов глаза создавали просто потрясающую гармонию. Скажу честно - на протяжении всего сета группы я был просто зачарован его взглядом и манерой исполнения. Еще ни один вокалист не обладал таким воздействием на аудиторию! Сет-лист же состоял из песен дебютного диска Masterplan плюс парочка вещей Helloween - "The Chance" и "The Departed (The Sun Is Going Down)". Причем, в отличие от вещей Masterplan, "The Chance" пела вся партерная аудитория от первого до последнего зрителя. К сожалению, к концу выступления, конкретнее к середине песни "Crawling From Hell", неожиданно в зале стал загораться свет, и что-то странное стало твориться на сцене. Видимо динамики были вырублены одновременно с включенным в зале светом, так как Ланде резко отошел куда-то вглубь и посреди играющих музыкантов появился тур-менеджер группы Йохим Писель (кстати, гитарист Iron Savior). Он секунд 20 ходил по сцене, после чего концерт закончился… Хотя, учтите такую вещь, господа поклонники, - Masterplan и Helloween на данный момент находятся в таких же (если не хуже) отношениях как Helloween и Gamma Ray в начале 90-ых, так что многое становится более понятным…

MASTERPLAN, press-conference 17.10.03

MASTERPLAN, Rockfest 17.10.03

После очередного технического перерыва, по совершенно непонятным причинам затянувшегося минут на 20 больше обещанного, на сцену вышла группа Paradise Lost. Вечно живые, вечно актуальные, нравится это кому-нибудь или нет. Тем, кто предал их забвению за резкую смену стилистики в середине 90-х, их второй приезд в Россию, как и первый - лишь повод лишний раз вздохнуть о безвременно ушедшей культовой легенде дум-металла. Те же, кто вместе с кумирами пережил, переосмыслил их реинкарнацию, кто с интересом следит за творческим развитием Холмса и Ко, их очередное выступление - событие. И, надо сказать, оно состоялось. "Парадайзы" создали собственное настроение, внесли свою "фишку" в дух фестиваля. Их оригинальная трактовка тяжелой музыки, их свежий драйв и современное звучание удачно вплелись между неплохим, но "беззубым" выступлением MASTERPLAN и эффектным, но несколько тяжеловесным шоу АРИИ. Прежде отметим, что предшествовавшая их выступлению заставка оказалась наиболее стильной и продуманной. Если перед выходом MASTERPLAN, не имеющих еще своих клипов, огромные экраны Лужников показывали простую "нарезку" их концертных и студийных видео, а выступление HELLOWEEN предварили до слез знакомые, но все же, мягко говоря, не очень актуальные клипы с участием Киски, Хансена и Грапова, то "арт-подготовка" публики перед появлением PARADISE LOST полностью соответствовала духу времени и настоящему музыкальному облику группы. Пара клипов-лидеров хит-парада радио "Ультра" сменили настроение фестиваля и напомнили всем присутствующим, что на дворе уже давно стоит двадцать первый век. Появление на сцене самой группы подтвердил этот неоспоримый факт. Внешний вид музыкантов более чем красноречиво свидетельствовал о желании группы следовать в фарватере времени, несмотря на собственный почтенный возраст: бритый наголо Аэди, разумеется, никого не удивил, но вот стриженый и крашеный а-ля 69 Eyes Грегор Макинтош - это, скажу я вам, повод для небольшого культурного шока для тех, кто знаком с творчеством группы не только по модным радио-волнам. Сам Холмс, сдержанный и немногословный английский джентльмен, видимо, навсегда позабыл свой культовый в свое время рык, и даже хрестоматийная "As I Die", подобно своему создателю, рассталась со всеми атрибутами мрачного, завешенного хайром дум-маталла и обрела кардинально новый имидж. Как и менее известная "Widow". Остальной же сет-лист, сдобренный раскрученными хитами "Mouth" и "One Second", с энтузиазмом воспринимаемыми самой молодой частью публики, полностью соответствовал современному облику команды.

PARADISE LOST, Rockfest 17.10.03

И вот в 21.00 подошла очередь гигантов российского хэви-металла - группы Ария. По словам большинства присутствовавших (точнее отсутствовавших в зале) людей в 20.57 резко перестали продавать пиво в коридорах… извините, по вышеупомянутым причинам подтвердить (или опровергнуть) эту информацию не могу. Честно говоря, читая и перечитывая несколько недель подряд анонс фестиваля на различных страницах Интернета, а также на официальном сайте Арии, ваш покорный слуга не мог избавиться от навязчивой мысли: "Что же это за такая "англоязычная" программа, которую Ария подготовила для данного выступления?" Может каверы Iron Maiden, Judas Priest и Manowar собрались сыграть? Или специально новые песни на английском написали?… Лучше бы я оказался прав! "Арийцы", выйдя на сцену, заиграли "Патриот" с нового альбома. Заранее приобретя диск и прослушав его раз десять, автор этих строк разинул пасть и приготовился запеть слова этой самой песни… Каково же было его (и не только его) удивление, когда новый вокалист Арии Артур Беркут, внешне очень похожий на немца-завсегдатая пивного фестиваля "Октоберфест", запел эту самую песню… на английском языке!!! Первой моей реакцией было: "Ну ладно, одну отпоет на аглицком - остальное будет на русском!" Да только плевал этот Беркут и все остальные музыканты на мои (и не только мои) надежды. Кстати, часть людей - самые пессимисты - в этот момент уже покинули зал, чтобы продолжить распитие пива, так грубо оборванное, по их словам, перед выступлением Арии. Большая же часть публики осталась стоять как вкопанная, видимо отходя от шокового состояния. Причем, если автор сих строк был на концерте Арии (и то с Кипеловым) только один раз в 1996 году, то большая часть публики, особенно до 20 лет от роду, явно посещала живые выступления любимого коллектива как минимум раз тридцать на протяжении последних пяти-семи лет. Поэтому с началом каждой песни и открытием всей этой толпы рта, а затем английскими песнопениями Беркута, следовал ТАКОЙ мат толпы, что последний грузчик мурманского порта покраснел бы от стыда до самых кончиков ногтей. Правда, толпа не только демонстрировала обширные познания родного языка. В какой-то момент, кажется в середине второй песни, присутствующие просто плюнули на завывания вокалиста на сцене и запели в один голос по-русски. Я молчу, что на песне "Тореро" англичанина Беркута вообще не было слышно - классика. Так что когда после этой самой "Тореро" довольный собой Артур подошел к краю сцены и заорал: "Привет, Москва! Как дела?", то в ответ вместо "Здрасьте" получил ураганный рев всей толпы: "ПОЙ ПО-РУССКИ!" Видимо в этот момент до него (и всех остальных музыкантов Арии) дошло, что еще одна песня на чуждом языке - и все зрители уйдут как один. Поэтому "Колизей" был честно спет по-русски, а вот на завершающей "Улице роз" Беркут снова был заглушен… Нет, пел он ее по-русски, но толпа (на этот раз довольная) и ваш покорный слуга просто переорали его. Да, господа легенды, вот вам урок. Представьте себе хоть на секундочку, какова была бы реакция британских поклонников Iron Maiden или Judas Priest, если бы кто из них вышел бы на забитый стадион "Уэмбли" в Лондоне году так в 1998 (именно с новыми вокалистами) и запел бы, скажем, на вьетнамском… Причем, не новые песни, а классику типа "2 Minutes To Midnight" или "Hell Bent For Leather"… Даже мыслей нет, что бы там было.

АРИЯ, Rockfest 17.10.03

После выступления Арии большая часть людей вообще не покидала зал - все ждали хэдлайнеров в лице Helloween. И тут снова большой поклон организаторам за показ на боковых экранах видео-клипов "Halloween" и "Kids Of The Century", что уже натолкнуло часть смышленой публики на мысль, что концерт будет не совсем обычным в плане сет-листа. Итак, Helloween, год выпуска - 1984, модель пятого поколения, мощность - две гитары с турбо-усилением, максимальная скорость - сверхзвуковая, запас прочности и драйва - пожизненный, все опции, состояние - отличное, слабых узлов нет. Идеальный немецкий суперагрегат, надежный и качественный. Даром, что хэдлайнеры. Известные изменения, произошедшие с группой, бесспорно, пошли ей на пользу. В отличие от прошлого московского выступления, сдержанного и нервного, сейчас было видно, ребята явно получают удовольствие от того, что творят на сцене, и их отличное настроение сразу передается залу. Даже вечно меланхолично-небрежный "Вайки" более живо реагировал на выступление тыквоголовых (негласным вождем которых, собственно, и является), изредка показывая свою довольную физиономию из-за клубов сигаретного дыма. Жизнерадостный Гросскопф носился по сцене точно так же, как делал это в пятнадцатилетней давности клипах, показанных перед выходом группы, так что этот будет веселиться и на собственных похоронах! Очаровашка Дэрис, казалось, успел улыбнуться и помахать ручкой лично каждому стоящему в партере, за что был вознагражден благодарным хором в несколько тысяч ртов во время устроенного им турнира между правой и левой половиной зала. Победила правая, потому что, по словам Энди, там было больше яиц. В смысле парней. Что ж, ему видней, откуда берется хороший вокал, который, кстати, он великолепно продемонстрировал в тот вечер. Не ударили лицом в грязь и новички, Саша Герстнер, к неудовольствию вечно ворчливых металхэдов старой закалки "попсово" остриженный, выдавал соляки, неуступавшие граповским, держался скромно, но уверенно, ну а Штефан Шварцманн, весьма относительный "новичок" в тевтонском металле, отмолотил весь сет на одном дыхании. Уж чем-чем, а соло на барабанах сложно удивить подготовленную публику, однако зал буквально замер во время короткого, но блистательного залпа в исполнении опытного драммера. Сет-лист группы оказался главной неожиданностью феста. Помимо стандартного набора боевиков типа Future World, Eagle Fly Free, Dr. Stein, Power, I Can, ребята с фантазией подошли к составлению сет-листа, ограниченного рамками одного часа. Во-первых, вышедший в этом году альбом, вопреки всем законам маркетинга, был ими полностью проигнорирован, хотя добротные "стадионные" вещи, такие как Hell Was Made in Heaven, на нем, безусловно, есть. Не сказать, что продажи новой пластинки HELLOWEEN бьют рекорды 80-х даже в такой лояльно относящейся к классике металла стране, так что такая неподготовленность вызвала как минимум удивление. Вторая неожиданность - включение в сет Keeper Of The Seven Key - вещи, несомненно, культовой, но ввиду своей девятиминутной продолжительности абсолютно не концертной, тем более вторым номером! Ну и, наконец, главный сюрприз - вступительные клавишные аккорды великолепной If I Could Fly взорвали зал, ведь именно ее Москва не дождалась в 2001 году, когда, опять же неясно почему, лучший номер альбома, к тому же раскрученный на радио, не прозвучал в сет-листе. Как бы то ни было, пришедшие на фест только ради кумиров молодости остались явно довольны нынешним состоянием группы, молодежь поимела возможность приобщиться к истокам, а сама группа не должна была разочароваться гостеприимным приемом.

HELLOWEEN, Rockfest 17.10.03

Хотелось бы завершить отчет о фестивале такой историей. На следующий день автор созвонился с одним своим очень старым другом, контакт с которым был некоторое время утерян. Выяснилось, что этот друг тоже был на фестивале, хотя автор, видимо, был так занят созерцанием выступающих групп, что просто дружка не заметил. Но не суть. Первыми словами дружка, который просто невероятнейший фанат раннего Helloween, были: "Слушай, никогда мне не нравился этот Дерис. А вот сходил на концерт - да он (Дерис) просто нечто! Придя домой, сразу врубил "The Time Of The Oath" - впервые за столько лет он мне реально понравился!" Думаю, подобные слова вполне передают всю атмосферу прошедшего фестиваля.

Dead Ripper & Fireball
MetalKings.ru

MetalKings.ru выражают благодарность за предоставленные аккредитации:
компании CD-Maximum и лично Юрию Богданову,
компании All-Access.de и лично Joachim Kustner,
компании TCI и лично Татьяне Дальской

НАЗАД на главную

Copyright © MetalKings.ru 2000 - 2017

ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Любые перепечатки материалов данного сайта требуют письменного согласия его владельца.
Ваши запросы направляйте по адресу ragdoll@metalkings.ru

новости |  анонсы |  концерты |  интервью |  рецензии |  конкурсы |  обновления |  контакты |  главная |  sitemap